Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Ресурсный центр

Дата: 7 сентября 2021 в 14:06, Обновлено 22 сентября 2023 в 15:18
> ПОЛОЖЕНИЕ О РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящее Положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации деятельности, направления работы ресурсного центра (далее Центр).

1.2 Ресурсный центр – формирование, созданное на базе государственного учреждения образования «Мядельская средняя школа № 1 имени Владимира Дубовки», призванное осуществлять интеграцию и концентрацию материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных и других ресурсов образования по русскому языку и литературе.

1.3 В своей деятельности Центр руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования, управления образования Миноблисполкома, отдела образования, спорта и туризма Мядельского райисполкома и настоящим Положением.

1.4 Критериями, в соответствии с которыми может создаваться ресурсный центр, являются: sосуществление руководителем Центра методической, организационной, информационной, консультационной поддержки деятельности учителей русского языка и литературы; sэффективное использование современных образовательных технологий; sналичие кадровых, методических, материально-технических и иных ресурсов и условий, позволяющих выступать в качестве ресурсного центра.

1.5 Ресурсный центр по русскому языку и литературе осуществляет свою деятельность во взаимодействии с районным отделом образования, спорта и туризма с учителями русского языка и литературы по вопросам своей компетенции.

1.6 Координацию деятельности Центра и учителей русского языка и литературы осуществляет методический кабинет отдела образования, спорта и туризма Мядельского райисполкома.

1.7 Центр не является юридическим лицом.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

2.1 Основной целью деятельности Центра является оказание методической помощи в работе учителей русского языка и литературы района.

2.2 Задачами Центра являются: sинформационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по русскому языку и литературе; sвыявление образовательных потребностей учителей русского языка и литературы; sконсультирование педагогических и руководящих работников учреждений образования, оказание им информационно-методической поддержки по вопросам преподавания русского языка и литературы.

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

3.1 Организационно-методическая работа Предоставление имеющихся материально-технических, информационных, интеллектуальных, программно-методических ресурсов для: s подготовки и проведения конференций и семинаров для учителей русского языка и литературы; s организация методических консультаций.

3.2 Информационно-методическая работа: s участие в формировании банка педагогической и методической информации; s разработка и внедрение инновационных образовательных технологий; s организация и проведение конференций, семинаров, практикумов для учителей русского языка и литературы; s формирование библиотеки современной методической и педагогической литературы; s участие в формировании фонда аудиовизуальных и интерактивных средств обучения для проведения учебной и внеклассной работы по предмету; s информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по русскому языку и литературе; s организация консультационной деятельности по вопросам организации образовательного процесса по русскому языку и литературе; s взаимодействие с другими ресурсными центрами; s подготовка методических рекомендации по направлениям своей деятельности.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

4.1 Ресурсный центр создан на основании приказа отдела образования, спорта и туризма Мядельского райисполкома № 488-О от 4 сентября 2015г. на определенный срок, обусловленный востребованностью предлагаемого содержательного направления деятельности.

4.2 Центр при учреждении образования открыт на основании наличия у учителей русского языка и литературы системы работы по актуальным направлениям развития образования, готового к реализации научно-методических функций Центра; материально-технической базы, соответствующей содержательному направлению, реализуемому Центром.

4.3 Деятельность Центра осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы Центра.

4.4 Основанием для прекращения деятельности Центра является приказ отдела образования, спорта и туризма Мядельского райисполкома.

5. СТРУКТУРА ЦЕНТРА, РУКОВОДСТВО

5.1. Непосредственное руководство деятельностью Центра осуществляет руководитель, назначенный приказом по школе.

5.2. При Центре осуществляет свою деятельность районное или школьное МО учителей.

5.3. К работе Центра может привлекаться научный руководитель (консультант) инновационных и экспериментальных проектов, осуществлять консультации на договорной основе, при этом оплата труда может производиться и из привлеченных внебюджетных средств.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Положение о Ресурсном центре разработано на основе Положения о ресурсном центре системы образования Мядельского района.

6.2. В настоящее положение могут быть внесены необходимые изменения и дополнения в установленном законодательном порядке.

      ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

<details open=""><summary>> Интеллектуальная игра «Умницы и умники»</summary>

Интеллектуальная игра «Умницы и умники» (внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе)

Уровень образования школьников. В игре принимают участие учащиеся 9-11 классов.

Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор  для показа  презентации.

Цель мероприятия: формирование познавательного интереса к  русскому языку и литературе, расширение читательского кругозора.

Задачи мероприятия:

  • повторить и проверить степень усвоения изученного материала;
  • развивать интеллект, внимание, память, воображение, логическое мышление, умение сопоставлять, обобщать, анализировать, образно и убедительно высказывать собственные суждения;
  • воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества, уважение к  соперникам.

Ход игры

1. Вступительное  слово. Сообщение цели игры. Знакомство с правилами игры.

Здравствуйте, дорогие друзья! Наша игра проходит в рамках предметной недели, Недели русского языка и литературы. Состязание интеллектуалов становится доброй традицией, так как в прошлом году мы проводили с вами игру «Что? Где? Когда?» Наше мероприятие сегодня несколько особенное, так как в гостях у нас - учителя русского языка и литературы Мядельского района. Поприветствуем их! В соревновании участвуют 2 команды  - команда «Умники» и команда «Умницы», в состав которых входят учащиеся 9 – 11 классов. Такое название команды получили не случайно.

2. Представление команд.

Учитель представляет капитанов, а капитаны представляют свои команды.

Вопрос командам:

- Скажите, чего, кроме победы, конечно, вы ожидаете от нашей игры?

Слайд с целями и задачами игры.

3. Знакомство с правилами игры.

Правила игры. Интеллектуальная игра создана в форме презентации. Каждый слайд содержит вопрос, ответ на который даётся с помощью анимации. Всего – 4 раунда: «Литература», «Живопись и литература», «Калейдоскоп вопросов», «Русский язык».  Учитель задаёт вопросы, участники команд по очереди отвечают на них. Если команда не может дать ответ на вопрос или даёт неверный ответ, то право ответа передаётся команде соперников. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В конце игры подводятся итоги. Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов.

Раунд первый «Литература»

В первом раунде - 6 заданий. В первом из них нужно будет по подсказке назвать имя писателя. Во втором - узнать произведение по его началу, в третьем – по стихотворным строчкам назвать  имя поэта. В четвёртом - догадаться, о каком литературном  герое идёт речь;  в пятом – узнать литературного героя по его реплике, в шестом – узнать произведение по иллюстрации. За правильный ответ – 1 балл. Добавить по 1 баллу за верно названное произведение, его автора. Это право мы предоставляем счётной комиссии  в составе…После каждого раунда  комиссия будет оглашать промежуточные результаты.

Начало игры

№ слайда 1. Назовите имя писателя
6 Родился 30 октября 1821 года, в семье врача Московской больницы для бедных. Окончил Инженерное училище в Петербурге одним из лучших учеников. Углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций – отличительные черты его творчества. Н.А. Некрасов о нём сказал В.Г. Белинскому: «Новый Гоголь явился!» (Ф.М.Достоевский)
7 Детство прошло в тарханах пензенской губернии… (М,Ю.Лермонтов)
8 Родился в 1860 году в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания.  Закончил медицинский факультет Московского университета. За 26 лет творчества создал около 900 произведений, которые стали классикой мировой литературы. Его пьесы на протяжении ста лет ставятся во многих театрах мира. (А.П.Чехов)
9 Любимыми авторами писателя с юных лет были Н.В.Гоголь и М.Е.Салтыков-Щедрин. По окончании медицинского факультета Киевского университета получил звание "лекаря с отличием". Писал фельетоны,сатирические повести и романы, много сотрудничал с театром. (М.А.Булгаков)
10 Выдающийся  русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе (1933). В феврале 1920 года эмигрирует во Францию, т.к. не принимает идеи революции. В эмиграции плодотворно занимается литературной деятельностью, написал лучшие произведения, которые стали новым словом в русской литературе в целом. Стал одной из главных фигур Русского Зарубежья. (И.А.Бунин)
2. Узнайте произведение по его началу
12 Жили – были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. ( М.Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как  один мужик двух генералов прокормил»)
13 У отставного генерал-майора  Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту.    (А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»)
3. По стихотворным строчкам назовите  имя поэта
14

А если когда-нибудь в этой стране;

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это дало торжество.

Но только с условием - не ставьте его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

И где для меня не открыли засов(Анна Андреевна Ахматова)

15

Вот оно, глупое счастье,                                                                                             

С белыми окнами в сад.                                                                                                  

По пруду лебедем красным 

Плавает тихо закат. (Сергей Александрович Есенин)

4. Назовите имя литературного  героя
16

Кем восторгается поэт?

“Красавец в полном цвете лет,                   

Поклонник Канта и поэт.                                                                                                    

Он из Германии туманной                                                                                        

Привёз учёности плоды.

(Владимир Ленский) А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

17

Какой герой "тридцать лет живет на службе"и "ни один купец, ни один подрядчик не смог его провести", который "мошенников над мошенниками обманы­вал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать", который "трех губернаторов обманул». (Городничий) Н.В. Гоголь «Ревизор»

18

Портрет какой героини романа дан в следующем отрывке: Это была крошечная сухая старушонка, лет 60-ти, с вострыми и злыми глазками, с вострым носом и простоволосая. Безобразные, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длиной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. (Алёна Ивановна) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

19 Портрет какого героя романа дан в следующем отрывке:... с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели ... человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба ... Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью... (Иешуа Га-Ноцри) М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
5. Узнай литературного героя по его реплике
20 Какой герой утверждал, что слово «дверь» - прилагательное, объясняя «Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна» (Митрофан) Д.И.Фонвизин «Недоросль»
21 Кто из героев романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” «В книгах не видал вреда, он не читал их никогда и почитал пустой игрушкой»? (Отец Татьяны и Ольги – Дмитрий Ларин)
22 — Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта… — …что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе. (Евгений Базаров) И.С.Тургенев «Отцы и дети»
23 Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. (Кулигин) А.Н.Островский «Гроза»
6. Узнай произведение по иллюстрации
24 Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»   
25 М.Горький «Старуха Изергиль
26 И.С.Тургенев «Отцы и дети»     
27 Л.Н.Толстой «Война и мир»       

Раунд второй «Известные – об известных» (Живопись и литература)

В этом раунде содержится 5 вопросов, связанных с литературой и живописью.

28

Увидев свой портрет, написанный известным художником того времени, Пушкин написал такие строчки: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Кто написал этот портрет?

Орест Адамович Кипренский

29

Василий Григорьевич Перов создал картину с таким названием, а Владимир Галактионович Короленко - повесть. Что это за название?

«Слепой музыкант»

30

Они написали картину на сюжет пушкинского стихотворения «К морю», назвав её «Прощай, свободная стихия!». Один из них написал море и скалу, другой - А.С. Пушкина. Назовите этих художников.

И.К. Айвазовский и И.Е. Репин

 31

Какой роман И.С. Тургенева вдохновил Василия Григорьевича Перова на создание картины «Старики-родители на могиле сына»?

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»

Раунд третий «Калейдоскоп вопросов»

32

Второе имя славянской богини любви и красоты – Слава (от ее имени произошло название славян) Назовите первое имя богини.

Именем Лада древние славяне называли не только богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где всё должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должны уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой.

33

На каком языке написана  «Повесть временных лет»?

На древнерусском языке.

34

Назовите составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», автора сказок с необычным именем - Казак Луганский.

Владимир Иванович Даль

35

На Руси ходила монетка достоинством в полкопейки. Её название упоминается во многих произведениях. Как она называлась?

Денежка

36

Как звали героиню  «Слова о полку Игореве» Ярославну?

Ефросинья

37

Иностранцы называют русских, как правило, Иванами. Мы называем немцев Гансами. А как древние славяне называли варягов, которые не понимали ни слова по-русски?

Олухами  (От Олафа)

38

Что в Киевской Руси называли писалами?

Писала - деревянные или металлические стержни для письма по бересте.

39

«Победой прославлено имя твое,                               Твой щит на вратах Цареграда», -  услышал он от кудесника.  Но славные победы князя помнятся плохо, зато история его гибели описана в нескольких литературных произведениях. Кто этот князь?

Князь Олег

40

Какого русского писателя Екатерина II назвала «бунтовщиком хуже Пугачёва»?

Радищева Александра Николаевича, автора книги «Путешествие из Петербурга в Москву»

41

Какому русскому поэту принадлежат эти математические строки:  «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»?

А.С.Пушкину

42

К какому произведению эпиграфом была взята пословица: “Неча на зеркало пенять, коли рожа крива ”?

К комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

43

Назовите автора крылатых выражений:

Счастливые часов не наблюдают.                                     И дым Отечества нам сладок и приятен.                       Свежо предание, да верится с трудом.                       Блажен, кто верует: тепло ему на свете.                       Служить бы рад, прислуживаться тошно.

А.С.Грибоедов                               Комедия «Горе от ума»

 

44

Кому посвящено стихотворение   М.И. Цветаевой «Генералам Двенадцатого года»?

Александру Алексеевичу Тучкову, герою Отечественной войны 1812 года, погибшему на Бородинском поле.

Раунд четвёртый «Русский язык»

45

Можно ли утверждать, что «врач» с точки зрения этимологии, -  «тот, кто врёт»?

 

Да. В  древнерусском языке глагол "врать" означал  "говорить", "вести беседу".  Врач - ведун -"тот, кто лечит заговорами".                                       Придя к больному, ведун "врал" над ним какие-то волшебные слова-заклинания.

46

Образуйте множественное    число    слова  « дно»

Донья

47

Что означает фразеологизм  «Шиворот – навыворот»?

Сделать что-то не так, как полагается. Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

48

В русском языке есть уникальное слово «закоулок». В чём заключается его тайна?

Слово с уникальной для русского языка приставкой ко-

49

Известно, что выражение «Всё трын-трава» обозначает «Всё безразлично, ничто не волнует». Что представляет собой таинственная "трын-трава"?

Сначала трын – трава называлась "тын-трава". Тын - это забор, т.е. "трава подзаборная", никому не нужный, всем безразличный сорняк.

50

Каким членом предложения является слово “жить” в пословице “Жить - Родине служить”.

Подлежащим

51

У Лермонтова в «Песне о купце Калашникове» есть строки:

И головушка бесталанная

Во крови на плаху покатилася…

Что означает слово «бесталанная»?

 

Слово «бесталанный» не означало раньше «бездарный, без каких-либо талантов». «Бесталанный» образовано от тюркского «талан», что означало «счастье». Получалось, что бесталанный – это человек без счастья, без удачи. У многих классиков слово употребляется именно в этом смысле.

52

Белобрысый. По какой части тела определяют это?

Бры – бровь. Белобрысый – белобровый.

 

 

53

Замените устаревшие слова синонимами: Длань, чело, ланиты, перст.

Выя - шея, чело - лоб,                     ланиты - щёки, перст - палец.

54

Расставьте правильно ударение в словах

Облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, квартал, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

Облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, квартал, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

55

Тюль, шампунь, толь, мозоль, аэрозоль.                         Какое из этих существительных относится к женскому роду?

Мозоль

56

Назови пословицу по первому слову.

1.Слово (не воробей, вылетит - не поймаешь)                                                                    

2.Язык ( до Киева доведёт)                                                                                                              

3. Готовь (сани летом, а телегу зимой)                                                                                         

4. Не дорог (подарок, дорого внимание)                                                                                           

5. Мал (золотник, да дорог)                                                                                                                 

6. Не имей (сто рублей, а имей сто друзей)  

57

В чём различие слов НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА?

Невежа - грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный человек, неуч.

58

Прочитайте текст,  правильно склоняя числительные.

Гражданка Мухина, найдя кошелёк с 1562 рублями, приобрела самовар стоимостью около 250 рублей, а также чай, сахар и кондитерские изделия  на сумму свыше 340 рублей, прибавив к найденным 1562 рублям около 29 500 рублей из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38 минуте пира на хозяйку напал  некто Пауков, но гости, увлечённые едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров (это его 265 подобная операция). Видно, жалеет теперь Мухина о 590 рублях, потраченных на негодяев - гостей. А заодно не мешало бы задуматься о том, что приобретённое нечестным путём счастья не приносит!

59

с 1562 рублями (Т.п.)– с одной тысячей пятьюстами шестьюдесятью двумя рублями

около 250 рублей (Р.п.)– около двухсот пятидесяти рублей

свыше 340 рублей (Р.п.)– свыше трёхсот сорока рублей

к 1562 рублям (Д.п.) – к одной тысяче пятисот шестидесяти двум рублям

около 29 500 рублей (Р.п.)– около двадцати девяти тысяч пятисот рублей

187 гостям (Д.п.) – ста восьмидесяти семи гостям

На 38 минуте (какой?) – на тридцать восьмой минуте

265 операция (какая?) – двести шестьдесят пятая операция

о 590 рублях (П.п.) – о пятистах девяноста рублях

</details> <details><summary>> Викторина «Сильное звено»</summary>

</details> <details><summary>> «Волшебный квадрат»</summary>

 

</details>

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.