«Одаренный ребенок: какой он?
Особенности личности одаренного ребенка»
Особенности:
- Перфекционизм (стремление добиваться совершенства в выполнении деятельности);
- Самооценка (устойчивая высокая/ не стабильная);
- ответственность за поступки;
- повышенная впечатлительность;
- независимость (автономность);
- лидерство;
- соревновательность;
- особенность эмоционального развития.
Особенности личности одаренного ребенка
(с гармоничным типом развития)
- Стремление к творческой деятельности;
- Нестандартность мышления;
- Проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения (в сфере проявления способностей);
- В меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых;
- Высокий уровень познавательной потребности;
- Внимательность, собранность;
- Постоянная готовность к напряженной работе;
- Открывают новые способы решения проблем;
- Быстрота мыслительных процессов;
- Продуктивность умственной работы;
- Быстро, «на лету» все схватывают;
- Высказывают собственные идеи, отстаивают их;
- Стремление к совершенству в выбранной сфере;
- Независимость (не следуют мнению большинства);
- Широкий круг познавательных интересов;
- Укоренившиеся интересы и склонности;
- Высокая избирательность в интересах, увлечениях, выборе друзей.
Особенности личности одаренного ребенка
(с дисгармоничным типом развития)
- Заняты исключительно своими делами;
- Выдающиеся достижения в определенной области;
- Отставание в развитии тех сфер личности, которые не связаны с природой таланта;
- Выбиваются из общего темпа;
- Особая система ценностей, личностных приоритетов;
- Высокая, но не стабильная самооценка;
- Ярко выраженная эмоциональность;
- Странные в поведении, непонятные;
- Неровно успевающий;
- Отставание в физическом развитии;
- Хорошая саморегуляция только в рамках выбранной деятельности;
- Иногда не могут понять «очевидного»;
- Высказываются на уроке с нелепыми вопросами, комментариями;
- Неорганизованные, недисциплинированные;
- Не всегда желающие подчиниться большинству мнений;
- Не умеющие общаться, конфликтные;
- Неразвитые коммуникативные навыки.
Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».
Психологические особенности
одаренных детей:
- Надситуативная активность (познавательная самодеятельность);
- Высокий уровень развития логического мышления;
- Повышенный интерес к дивергентным задачам (много ответов);
- Оригинальность мышления;
- Гибкость мышления;
- Легкость генерирования идей (продуктивность мышления);
- Легкость ассоциирования;
- Способность к прогнозированию;
- Высокая концентрация внимания;
- Отличная память;
- Способность к оценке;
- Особенности склонностей и интересов.
Общая характеристика
одаренных детей:
- Живость, любознательность, любопытство;
- Независимость в действиях;
- Инициативность, мотивированность;
- Использование воображения в мышлении;
- Гибкость в подходах к проблеме;
- Отличная память на базе ранней речи и абстрактного мышления;
- Быстрота в обучении (особенно через практический опыт);
- Способность к использованию полученного опыта в других областях;
- Разнообразные интересы, ориентация на успех;
- Сочинение историй, богата фантазия;
- Чувство юмора;
- Преувеличенные страхи;
- Отдельные особенности в обучении.
Черты одаренных детей
+ |
- |
Интеллект Любознательность Креативность Независимость Самостоятельность Эрудиция Упорство Быстрота Максимализм/перфекционизм Лидерство Юмор |
Эгоизм Неуравновешенность Ранимость Самооценка, амбиции Низкий социальный интеллект Болезни, мало спят Неприятие конформизма, норм, правил, традиций Девиации поведения |
Возрастные особенности
проявления одаренности:
- Ранний возраст (2-4 года): «вундеркинд» – любопытство, бесконечные вопросы, потребность в новых впечатлениях, богатая фантазия.
- Дошкольный возраст (4-7 лет): интуитивные скачки, яркое воображение, преувеличенные страхи, эгоцентризм.
- Младший школьный возраст: выраженный интерес к определенным занятиям, учебным предметам, темам.
- Подростковый возраст: деятельность, направленная на проведение научных исследований, проблемный тип активности, профессиональное самоопределение.
Негативные стороны одаренности:
- Эгоцентризм, неспособность вставать на точку зрения другого человека (особенно, если он интеллектуально слабее);
- Неприязнь к школе, если учебная программа скучна, неинтересна, а педагоги не «продвинуты».
- Отставание в физическом развитии по сравнении со сверстниками (т.к. одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия). Отсюда – неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
- Отсутствие культуры диалога, желание заканчивать мысль собеседника (т.к. уже с первых слов схватывает суть проблемы).
- Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если то делает логические ошибки (или неправильно ставит ударение в словах).
- Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
- Стремление командовать сверстниками (иначе ему становится скучно с ними).
- Неумение доводить начатое до конца.
Рекомендации учителям:
- Не занимайтесь наставлениями!
- Помогите детям действовать независимо!
- Не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
- Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно!
- Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
- Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации!
- Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
- Помогите детям научиться управлять процессом усвоения знаний!
Список источников:
Рекомендации для родителей одаренных детей
- Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
- Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
- Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей
- Избегайте сравнивать детей друг с другом.
- Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
- Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
- Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.
- Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
- Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
- Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем
- Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
- Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.