Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Родителям

Дата: 8 февраля 2022 в 16:41, Обновлено 24 мая 2023 в 10:51

 «Одаренный ребенок: какой он?

Особенности личности одаренного ребенка»

Особенности:

- Перфекционизм (стремление добиваться совершенства в выполнении деятельности);

- Самооценка (устойчивая высокая/ не стабильная);

- ответственность за поступки;

- повышенная впечатлительность;

- независимость (автономность);

- лидерство;

- соревновательность;

- особенность эмоционального развития.

Особенности личности одаренного ребенка

(с гармоничным типом развития)

  • Стремление к творческой деятельности;
  • Нестандартность мышления;
  • Проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения (в сфере проявления способностей);
  • В меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых;
  • Высокий уровень познавательной потребности;
  • Внимательность, собранность;
  • Постоянная готовность к напряженной работе;
  • Открывают новые способы решения проблем;
  • Быстрота мыслительных процессов;
  • Продуктивность умственной работы;
  • Быстро, «на лету» все схватывают;
  • Высказывают собственные идеи, отстаивают их;
  • Стремление к совершенству в выбранной сфере;
  • Независимость (не следуют мнению большинства);
  • Широкий круг познавательных интересов;
  • Укоренившиеся интересы и склонности;
  • Высокая избирательность в интересах, увлечениях, выборе друзей.

Особенности личности одаренного ребенка

(с дисгармоничным типом развития)

  • Заняты исключительно своими делами;
  • Выдающиеся достижения в определенной области;
  • Отставание в развитии тех сфер личности, которые не связаны с природой таланта;
  • Выбиваются из общего темпа;
  • Особая система ценностей, личностных приоритетов;
  • Высокая, но не стабильная самооценка;
  • Ярко выраженная эмоциональность;
  • Странные в поведении, непонятные;
  • Неровно успевающий;
  • Отставание в физическом развитии;  
  • Хорошая саморегуляция только в рамках выбранной деятельности;
  • Иногда не могут понять «очевидного»;
  • Высказываются на уроке с нелепыми  вопросами, комментариями;
  • Неорганизованные, недисциплинированные;
  • Не всегда желающие подчиниться большинству мнений;
  • Не умеющие общаться, конфликтные;
  • Неразвитые коммуникативные навыки.

Процесс становления одаренности таких детей  почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

Психологические особенности

одаренных детей:

  • Надситуативная активность (познавательная самодеятельность);
  • Высокий уровень развития логического мышления;
  • Повышенный интерес к дивергентным задачам (много ответов);
  • Оригинальность мышления;
  • Гибкость мышления;
  • Легкость генерирования идей (продуктивность мышления);
  • Легкость ассоциирования;
  • Способность к прогнозированию;
  • Высокая концентрация внимания;
  • Отличная память;
  • Способность к оценке;
  • Особенности склонностей и интересов.
 

Общая характеристика

одаренных детей:

  • Живость, любознательность, любопытство;
  • Независимость в действиях;
  • Инициативность, мотивированность;
  • Использование воображения в мышлении;
  • Гибкость в подходах к проблеме;
  • Отличная память на базе ранней речи и абстрактного мышления;
  • Быстрота в обучении (особенно через практический опыт);
  • Способность к использованию полученного опыта в других областях;
  • Разнообразные интересы, ориентация на успех;
  • Сочинение историй, богата фантазия;
  • Чувство юмора;
  • Преувеличенные страхи;
  • Отдельные особенности в обучении.

Черты одаренных детей

+

-

Интеллект

Любознательность

Креативность

Независимость

Самостоятельность

Эрудиция

Упорство

Быстрота

Максимализм/перфекционизм

Лидерство

Юмор

Эгоизм

Неуравновешенность

Ранимость

Самооценка, амбиции

Низкий социальный интеллект

Болезни, мало спят

Неприятие конформизма,

норм, правил, традиций

Девиации поведения

Возрастные особенности

проявления одаренности:

  1. Ранний возраст (2-4 года): «вундеркинд» – любопытство, бесконечные вопросы, потребность в новых впечатлениях, богатая фантазия.
  2. Дошкольный возраст (4-7 лет): интуитивные скачки, яркое воображение, преувеличенные страхи, эгоцентризм.
  3. Младший школьный возраст: выраженный интерес к определенным занятиям, учебным предметам, темам.
  4. Подростковый возраст: деятельность, направленная на проведение научных исследований, проблемный тип активности, профессиональное самоопределение.

Негативные стороны одаренности:

  1. Эгоцентризм, неспособность вставать на точку зрения другого человека (особенно, если он интеллектуально слабее);
  2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна, неинтересна, а педагоги не «продвинуты».
  3. Отставание в физическом развитии по сравнении со сверстниками (т.к. одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия). Отсюда – неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
  4. Отсутствие культуры диалога, желание заканчивать мысль собеседника (т.к. уже с первых слов схватывает суть проблемы).
  5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если то делает логические ошибки (или неправильно ставит ударение в словах).
  6. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
  7. Стремление командовать сверстниками (иначе ему становится скучно с ними).
  8. Неумение доводить начатое до конца.

Рекомендации учителям:

  • Не занимайтесь наставлениями!
  • Помогите детям действовать независимо!
  • Не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  • Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно!
  • Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации!
  • Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
  • Помогите детям научиться управлять процессом усвоения знаний!

Список источников:

  1. https://yandex.by/images/search

Рекомендации для родителей одаренных детей

  1. Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
  2. Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
  3. Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей
  4. Избегайте сравнивать детей друг с другом.
  5. Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
  6. Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
  7. Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушкиигры и модели из любых имеющихся материалов.
  8. Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
  9. Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
  10. Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем
  11. Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
  12. Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.